Ничего нового. Просто небольшой акцент на этом аспекте.
——————————————————————————————————————————————————————
Суть психастенического склада — болезненный, нередко малоосознанный пациентом конфликт собственного чувства неполноценности (сказывающегося в застенчивости, робости, нерешительности и других пассивно-оборонительных реакциях) с ранимым самолюбием-честолюбием. Конфликт этот проникнут деперсонализационной чувственной блеклостью, с которой, во всяком случае отчасти, связаны неуверенность, неспособность крепко и трезво, практически чувственно стоять на земле, в том числе и двигательная неловкость.
Вместе с этим и в связи с этим психастеник перегружен тревожно-мыслительной работой, в большей своей части непосредственно непродуктивной, хотя и реалистической по складу мысли и чувства. Работа эта заключается в постоянных тревожных сомнениях по поводу собственного благополучия, благополучия своих близких, собственной нравственности, сцепляющихся в тягостный самоанализ с самообвинением и ипохондрическими поисками.
читать дальшеОбостренная нравственность, совестливость психастеника выражается не столько в том, что он, органически не способен с детства к дурным поступкам, сколько в том, что, даже совершая эти поступки в немалом количестве (особенно в юности), он длительно «по-нехлюдовски» мучается потом совестью и, главное, не только по поводу действительно безнравственных поступков, но и по поводу обыденной, множеством людей тут же забывающейся собственной малотактичности.
Психастенику свойственно и глубокое нравственное переживание скверных поступков других людей, нередко доходящее до нравственного припадка, подобного припадку чеховского студента в рассказе «Припадок» после посещения публичного дома. Само собой разумеется, что с годами у психастеника, как защита вырабатывается стойкая система щепетильно-нравственного поведения, чтобы поменьше страдать самому с собой.
Блеклость чувственности психастеника сказывается уже в том, что он не получает столь яркого чувственного наслаждения от непосредственного соприкосновения с желанным объектом, как чувственные художественные натуры. Наслаждение психастеника сосредоточено главным образом в области его представлений, раздумий и духовных переживаний, а это возможно вдалеке от желанного объекта.
Психастеник утоляет сексуальный голод не столько с художнически-чувственным, сколько с духовным переживанием.
Его либидо при всей своей силе и остроте если можно так выразиться, «грубо срублен», не изобилует тонкими, сложными мелодиями, сказочными «головокружениями» и переливами, как встречаем это у чувственных художественных натур.
Мир психастеников окутан духовной мягкостью и сравнительной деперсонализационной ясностью сознания. Приходится отметить это, поскольку многие психастеники, подозрительно изучая себя в интимной близости, считают, что никогда не получали от близости истинного наслаждения, о котором пишут в романах, и расценивают это как серьезную и позорную патологию, вызванную юношеским онанизмом, или проявлением душевной болезни.
Психастеник должен знать, что это не столько недостаток, сколько ОСОБЕННОСТЬ человека психастенического склада.
Вообще можно сказать, что в большинстве случаев, чем интеллектуальнее, зрелее, старше психастеник, тем слабее в нем переживание своей застенчивости, вообще неполноценности, поскольку он обычно постепенно добивается немалого в жизни. Все это, однако, отнюдь не избавляет его от ипохондрических страданий и трудностей в межличностных отношениях с чуждыми ему натурами.
Психастеник настолько не хочет быть кому-то в тягость, что при соответствующих обстоятельствах, например, решительно и сразу расстается и с девушкой, женой, или работой.
В то же время, ему нередко невыносимо трудно жить одному, одиночество гнетет его до такой степени, что он готов, например, вдруг жениться на ком угодно, чтобы не оставаться одиноким в ближайшие вечера.
Важная особенность психастенической эмоциональности состоит в том, что психастеник способен искренне и глубоко переживать за себя, за своих близких, за свое дело, за любого человека, с которым есть духовное созвучие, за несчастных, в частности, за животных, на месте которых способен себя представить, но по отношению же ко всему прочему, при всей своей глубокой щепетильности и нравственности, психастеник может ощущать эмоциональную «прохладность», которая сказывается, например, в неспособности искренне пожелать помочь даже симпатичному ему человеку, попавшему в беду, или в неспособности глубоко и долго переживать смерть близкого человека, с которым, однако, не было духовного родства.
Таким образом, внутренняя отзывчивость психастеника весьма избирательна.
Эмоциональная притупленность, деперсонализационные «прохладность», душевное онемение психастеника в стрессовой ситуации, как и неспособность испытывать естественное, искреннее чувство, соответствующее обстоятельствам — все это есть моменты индивидуальной психастенической психологической защиты
Психастеник, остро страдающий в пределах своих значимых переживаний, «разрушился» бы, если бы страдал так и за пределами значимых переживаний, по всем поводам.
В чем заключается психотерапия психастеников с жалобами на характерологические трудности, болезненность общения с людьми??
1. Главный принцип лечения таких пациентов заключается в известной формуле: «Познай самого себя». Жизнь убеждает в том, что у врача-психиатра истинно психастенического склада характерологически-поведенческих трудностей во много раз меньше, чем у него же до того, как он стал психиатром. Эта профессия идеальный для него выбор.
2. Во-вторых, психастеник, изучивший свой психастенический склад с его нередко отличительно-высокими мыслительными, нравственными свойствами и сравнительно! слабой «инструментально-багажной» частью ума (память, объем| знаний, сообразительность и т.д.), познавший:
- что инертность и застенчивость не такой уж дефект,
- сомнение — не глупость,
- а отсутствие восторженности — не тупость души,
изучивший гениальные проявления психастенической личности (Дарвин, Чехов, Павлов), чувствует себя гораздо увереннее, и способен по-настоящему уважать свой характер, опираясь на научные факты.
Источник: Психастеники и любовь
Впрочем, имхо.
Вынужден согласиться. Впрочем, сайт мне тоже очень не понравился.
Я просто вспомнила прошлое обсуждение, там мне не нравился советский, как я его назвала, подход. А здесь что-то другое не так, но что?
При первом прочтении у меня:
читать дальше
И о хорошем.
Пример про Чехова и и его рассказ шикарны.
Почему это - тип личности? А не психопатология, что некое состояние настолько непереносимо, что его надо избегать?!
За это отдельно спасибо, потому что в идеале мне, если честно, как раз и хотелось увидеть в комментариях мнение присутствующих Василисков, опровергающее или подтверждающее пару описанных моментов касающихся взаимоотношений. Так даже лучше
я думаю, может, для Василисков оказывается сложная ситуация - надо как-то опровергать что-то, что не слишком приятно звучит, но непонятно - как? Ведь, чтобы что-то подтвердить или опровергнуть, нужно за что-то зацепиться. Вот обсуждение, хочется ли стать Человеком, как был опрос - там можно выбрать позицию и как-то обосновать.
Надеюсь, Василиски меня поправят, если я ошибаюсь.
Если у кого-то есть вопросы по отдельным кускам текста, что я о них думаю (я просто весь тщательно морально не готова разбирать) - с удовольствием бы прокомментировала!
Вот да. Несколько раз перечитывала текст, и поняла, что я не могу его анализировать: он одновременно и какой-то унижающий, и рассыпающийся, ускользающий. Вызывает неприятное ощущение отсутствия понимания, что происходит. Вот с самого начала:
Суть психастенического склада — болезненный, нередко малоосознанный пациентом конфликт собственного чувства неполноценности (сказывающегося в застенчивости, робости, нерешительности и других пассивно-оборонительных реакциях) с ранимым самолюбием-честолюбием.
Да ладно? Вот именно такова суть психастенического склада? Кстати, склада чего? И почему она вдруг именно такая? Ваши, как говорится, доказательства?
Одно из первых слов текста, самое первое определение психастеника - болезненность. Это слово вызывает действительно ощущение болезненности, какой-то нанесенной травмы, так как психастеники в силу своей сензитивности могут почувствовать какое-то ощущение, даже не поняв, откуда оно взялось, не сумев отделить вызванную словом эмоцию от действительности здесь-и-сейчас.
Это усугубляется следующим определением, мол, если вы не согласны с болезненностью, так это только потому, что у вас с осознанностью проблемы. Шестое слово во фразе, а человека уже припечатали.
Идем дальше. Пациент. Вуаля, мы уже в больнице, хорошо, если не в психиатрической клинике.
Дальше идет приписывание мне, как читающему эти строки, чувства неполноценности, потом это расшифровывается такими вполне общечеловеческими качествами как застенчивость, робость и нерешительность, а затем вдруг из этого следует вывод, что половина моих действий (о другой половине позже) - это пассивно-оборонительные реакции. Как в расхожем мнении о психологах, мол, что ты ему ни скажешь, он тебе ответит, что это твои защиты, подразумевая, что это не стоящее внимания барахло, от которого надо любому здоровому человеку избавиться.
Переходим ко второй половине, которая у нас (кстати, почему?), оказывается, конфликтует с этими пассивно-оборонительными реакциями. И тут финальный аккорд абзаца: "самолюбие-честолюбие". Шашлык-машлык, фигли-мигли, самолюбие-шмамолюбие.
Резюмирую свои чувства от первого же предложения опуса: безо всяких объяснений меня ввергли в болезненное ощущение, мне приписали проблемы с осознанностью, чувство неполноценности, упрочили это конфликтом, назвали мое поведение пассивно-оборонительными реакциями (подразумевая, что я слабая и беззащитная), а все, что у меня есть, кроме перечисленных качеств - это какое-то там самолюбие-честолюбие.
Я иду смотреть, а кто у нас, собственно, муж, и вижу, что автор статью не подписал, сама статья находится между статьей о типажах домашних тиранов и перечнем знаменитых психастеников, структуры у сайта нет никакой, и вообще, по какому принципу отбираются на него статьи, кто их пишет и зачем, непонятно.
Отсюда делаю выводы: кг/ам, никому не советую, минус в карму.